"Чёрная звезда Ганса Гигера".

"Чудеса и приключения" №11 2011 год.

 

Ганс Гигер

В одном из залов музея Ганса Гигера посетителей пугает… десяток обычных гаечных ключей. Гениальный мастер ужаса сложил их так, что поневоле отшатываешься: в темноте витрины поблёскивает гранями кусок позвоночника, вырванного из биомеханического монстра.

 

Праздник для психиатра

Рассказ о художниках=визионерах ХХ века, с которыми мы знакомили вас на страницах предыдущих номеров нашего журнала, будет неполным без Ганса Гигера. Этот мрачный швейцарец, как и все художники запредельного, создаёт картины, признанные большинством как нечто большее, чем просто фантазии. Это зеркала, отражающие иные пространства. Однако в отличие от визионеров, обращающихся к высшим, светлым мирам, ожидающим эволюционирующее человечество, Гигер разворачивает зрителя в сторону мрачных бездн, в которые скатывается наша бездушная механическая цивилизация.

Ганс Гигер.

Гигер родился в 1940 году в Швейцарии, в семье аптекаря. Рисовать любил с детства, однако сюжеты, появляющиеся из-под руки мальчика, выходили отнюдь не детские: мрачные подворотни, гильотины, механические чудовища. Как-то отец подарил сыну череп, доставшийся ему в качестве поощрения за хорошую работу в одной из медицинских фирм. Этот подарок превратился в любимую игрушку и модель юного художника.

Ганс Гигер.

После окончания школы Гигер уже публиковал свои работы в подпольных самиздатовских журналах типа Clou и Hotcha. Один из первых сборников репродукций его картин не без самоиронии был назван «Праздник для психиатра». Потом был цикл «Атомные дети». Однако известность художнику принёс альбом постеров, названный Гигером «Некрономикон». В отличие от аналогичного сборника Говарда Лавкрафта, для описания своих тёмных миров Ганс Гигер обошёлся без текста. Это не помешало изданию разойтись по миру огромными тиражами. Вышедшие вскоре ещё несколько томов с тем же названием закрепили успех. Признание пришло не только со стороны художников, критиков и галеристов. Гигера заочно, без его просьбы, а зачастую и без его ведома приняли во все тёмные секты и тайные общества почётным членом!

 

Ганс Гигер.

Ганс Гигер относится к подобным проявлениям своей славы довольно прохладно. Его интересует только искусство. Выбрав ещё в шестидесятых годах основным инструментом творчества аэрограф, он верен этой технике и поныне, доведя её до совершенства. Выходящие из-под руки мастера полотна выразительны и точны, образы настолько реальны, что кажутся сфотографированными. кстати, по этой причине датские таможенники не пропустили в страну серию постеров, которую художник вёз на очередную выставку (датские законодательство и цензура довольно демократично относятся к образам живописи и весьма строго – к пропаганде насилия в фотографии). По этому поводу Гигер мрачно пошутил: «Где, интересно, они думали, я всё это сфотографировал? В аду, что ли?»

Ганс Гигер.

Помимо художественных образов мрачный гений пробовал себя в архитектуре, в дизайне интерьеров. Но, пожалуй, самым известным его произведением оказался… фильм.

 

«Оскар» за кости и пластилин

Кинематограф ХХ века создал множество положительных героев. Вместе с ними на свет появилась не менее, а может, и более многочисленная и пёстрая толпа монстров всех мастей. …Но особняком среди этих быстро забываемых зрителем статистов ужаса стоит монстр из глубин космоса, созданный Гигером для киноленты «Чужие». После выхода фильма на экраны это мрачное, точное в движениях, бесстрашное чудовище в течение нескольких недель завоевало планету. И уже более тридцати лет не собирается сдавать свои позиции! Фильм стал не только культовым, но и положил начало целой серии ужастиков, комиксов, сиквелов, подражаний. Даже сейчас в выходящих на экран новинках кинематографа то и дело всплывают детали, образы и темы из созданных Гигером мира Чужих.

Ганс Гигер.

А ведь в далёком 1975-м, когда режиссёр Ридли Скотт начал снимать «Чужого», проект по сюжету не грозил стать чем-то большим, чем обычный фильм ужасов, которые в те годы клепали на киностудиях сотнями. Однако Скотту попался альбом постеров «Некрономикон». И он рискнул пригласить в качестве художника-оформителя Гигера. Атмосферу, в которой проходила работа Гигера над кинолентой, нельзя назвать тёплой и дружественной. Не раз Гигер покидал павильоны киностудии в раздражении и гневе. Но вскоре вновь возвращался. «Без меня они не смогут воссоздать по эскизам задуманное», - записал в дневнике художник. Дешёвое папье-маше, из которого киношники пытались соорудить декорации, его совершенно не устраивало. Он требовал два материала: пластилин и кости! И побольше!

Ганс Гигер.

Несколько раз ситуация готова была перерасти в судебное разбирательство. Да и оплата, которую ему предлагали за работу, оказалась сравнимой с окладом бухгалтера средней руки. Однако мрачный гений всё же завершил задуманное. И даже больше! Простой заказ на создание костюма монстра, закончить который планировалось за три недели, растянулся на пять месяцев кропотливого труда. Гигер с присущей ему фотографической точностью воплотил в фильме целый мир, инфернальный и загадочный, с пейзажами планеты Чужих и интерьерами космического корабля монстров. В 1979 году фильм вышел в прокат. А 14 апреля 1980 года в павильоне Дороти Чандлер Гигер получил статуэтку «Оскара». Чёрный костюм как нельзя лучше подходил ему.

Ганс Гигер.

Подготовлено по материалам сайта www.hrgiger.com.

 

ХУДОЖНИКИ. АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ.

 

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: